Театр одного актёра (про детские слёзы)
К детским слезам можно относиться по-разному. Кто-то сразу жалеет и успокаивает, соглашается на что угодно, лишь бы не плакал. Кто-то не обращает внимание, сам успокоится и придёт. А ведь слезы бывают разные. И относится к ним следует тоже по-разному.
Детские психологи выделяют два вида детских истерик. Если вы про них знаете, отличаете друг от друга, то жизнь становится намного проще. Если нет, то однозначно статья вам пригодится и сэкономит кучу нервов.
Почему ребёнок плачет?
1. Ваш ребёнок просто устал, не выспался, плохо себя чувствует. Или он проходит “сложный” возраст, например, кризис 3 лет.
В этих случаях, когда поведение связано с плохим состоянием, переутомлением, перестройкой возраста, пытаться воспитывать и настаивать на своём (“Успокойся, веди себя нормально, прекрати плакать!”) бесполезно.
Нужно понять в чем причины беспокойства и устранить их: наладить режим дня или поправить здоровье. Понять, что в 3 года ребёнок будет настаивать на своём (снова и снова), потому что в этом главная задача этого возраста. Запаситесь терпением и адекватно реагируете на то, что никак не изменить, сейчас.
2. Ребёнок хочет получить обратную реакцию, эмоцию и устраивает сцены для зрителей. Тот самый “театр одного актёра”. Вот на него-то вестись и не надо.
Когда успокоить надо?
Когда ребёнок плачет, потому что ему больно, страшно, плохо. При этом он вас не видит и не слышит, но может свалиться на пол, от бессилия, потому что всё тело ослабло и уязвимо.
Важно: в этот момент он не будет вам отвечать, если вы что-то говорите, не будет ничего теребить себе руками (например, одежду) и что-то трогать (игрушку). Вы сразу поймёте, что эта истерика истинная. Единственное, что вы должны сделать в этот момент – взять на руки и обнять, пожалеть, утешить. Взрослым тоже нужно, чтобы в такие моменты их кто-нибудь обнял, успокоил, сказал, что всё будет хорошо. А уж детям тем более.
Когда успокаивать не надо?
Когда ребёнок плачет, чтобы вами манипулировать, получить желаемое, выйти за установленные рамки. Причем хотеть он может не только какую-то игрушку, а просто вашего внимания.
Если взрослый даёт яркую негативную эмоциональную оценку, а положительную – не очень. Например, часто и громко кричит и ругает, а хвалит редко и вскользь.
То есть ребёнок хочет получить вашу эмоцию, а в ответ на неё будет давать новую порцию слёз и криков, и так до тех пор, пока вы окончательно не выйдете из себя. Вы так хотите? Думаю, что нет.
“Сделаю всё, лишь бы не плакал!”
Тогда ребёнок будет плакать и истерить не потому, что он устал и ему плохо, а потому что это для него самый эффективный способ добиться всего.
Сначала мне тоже было тяжело справиться с дочкой, когда она начинала плакать. Но слёзы – это не всегда плохо. Иногда это реакция на то, когда не всё происходит так, как хочется.
Что делать?
- Так и сказать, что сейчас её требование выполнить не получится (не идти спать, купить что-то и т.п.).
- Не надо давать никакой эмоциональной окраски, говорим спокойно, что такие правила.
- Не надо ругать, отчитывать, оставлять одного в магазине или комнате.
Воспитывать будем потом, не сейчас. Сейчас дайте время успокоиться и понять, что играть в игру “Я-актер, ты-зритель” вы не будете.
Главное отличить истинную истерику от ложной. Надеюсь, что мне удалось просто объяснить, как это сделать.
Поделитесь, в каких ситуациях у ваших детей были истинные и ложные слёзы? Как вы справлялись?