Без рубрики

Развитие речи у детей 3-4 лет

Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Темы публикаций:

После трёх лет завершается анатомическое созревание зон мозга, отвечающих за речь.

Норма речевого развития в 34 года.

После трёх лет завершается анатомическое созревание зон мозга, отвечающих за речь. Многие родители отмечают, что в этом возрасте словарный запас детей растёт с неимоверной скоростью, приближаясь к 5 годам к 1500 слов. Ребёнок использует все части речи, за исключением причастий и деепричастий.

Часто возникают проблемы с множественным числом существительных («стулы», «человеки») и другие грамматические ошибки («иголком» вместо «иголкой», «вставаю» вместо «встаю» и т. д), родители обязательно должны тактично поправлять ошибку ребёнка.

На четвёртом году жизни ребёнок уже способен выстраивать предложения сложной конструкции, например: «Когда выглянет солнышко, мы пойдём гулять». Будьте готовы к постоянным вопросам самого различного характера.

Что касается фонетико-фонематической стороны речи, ребёнок перестаёт смягчать твёрдые согласные звуки, осваивает йотированные звуки (ёлка, юла). По-прежнему можем наблюдать неправильное произношение шипящих, свистящих, а также сонорных звуков. У большинства детей в речи появляется звук “Л'”. Сложные звуки пока также сменяются на более простые. Стоит отметить тот факт, что дети начинают слышать, что их речь не всегда совершенна, поправляют ошибки в словах окружающих людей.

Как развивать речь ребёнка 34 лет?

Занятия по развитию речи детей 3–4 лет сложнее, чем для детей раннего возраста. Для достижения большего эффекта я бы советовала пользоваться на этом этапе методическими пособиями, составленными специалистами (логопедами), в которых подробно рассказывается, как правильно проводить занятия, на что обратить внимание. Все варианты описанных ниже упражнений с алгоритмом их проведения можно найти в книге

Нейропсихологические занятия с детьми.

1) Дыхательные упражнения

С трёхлетнего возраста детям доступно выполнение многих дыхательных упражнений. Лучше вводить в занятия элемент игры. Необходимо, чтобы такие занятия вызывали у детей положительные эмоции.

Варианты упражнений:

  • Понюхай цветок,
  • Забей гол,
  • Бабочка,
  • Пёрышко,
  • Ветерок,
  • Погрей ручки,
  • Покачай игрушку.

2) Артикуляционная гимнастика

У детей 3–4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Для развития правильного произношения рекомендуется выполнение артикуляционной гимнастики.

Варианты упражнений на артикуляцию:

  • Лягушка,
  • Слоник,
  • Птенчик,
  • Окошко,
  • Зарядка,
  • Чистим зубки,
  • Блинчик.

3) Двигательные упражнения на развитие крупной и мелкой моторики

Для детей от трёх лет разработан не один комплекс упражнений на развитие крупной и мелкой моторики. Программы, разработанные специалистами в области нейропсихологии, помогают не только в развитии речи ребёнка, а представляют собой целую программу нейропсихологического сопровождения. Иногда программа разбита на занятия, что особенно удобно для родителей – не надо думать, как заниматься с ребёнком, полный материал для каждого занятия уже подобран. Каждое занятие предусматривает: разминку, выполнение упражнений стоя, сидя, лежа. Некоторые комплексы включают упражнения на гимнастическом мяче.

4) Пальчиковые игры

Для активизации речевых центров головного мозга необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики рук. С детьми 3–4 лет полезно делать пальчиковую гимнастику.

Приведём пример упражнения для пальчиков из книги

Кошечка

Когти прячу, выпуская,

Свои лапки подравняю.

Кулак – ладошка, кулак – ладошка

Буду я идти, как кошка.

Ребёнок сжимает ладони в кулачки и кладёт их на стол, затем выпрямляет пальчики и прижимает ладони к столу. Необходимо чередовать движения «кулачки – ладошки», одновременно сгибая и разгибая пальцы.

Повторять 3–5 раз.

Важно: все движения ребёнок делает, глядя на выполнение упражнения взрослым. Необходимо использовать разные игры, чтобы ребёнок тренировал различные движения и чтобы игры не надоедали.

Сякова Т.В.

Related posts

Leave a Comment