Развитие речи у детей 3-4 лет
Продолжаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Темы публикаций:
После трёх лет завершается анатомическое созревание зон мозга, отвечающих за речь.
Норма речевого развития в 3–4 года.
После трёх лет завершается анатомическое созревание зон мозга, отвечающих за речь. Многие родители отмечают, что в этом возрасте словарный запас детей растёт с неимоверной скоростью, приближаясь к 5 годам к 1500 слов. Ребёнок использует все части речи, за исключением причастий и деепричастий.
Часто возникают проблемы с множественным числом существительных («стулы», «человеки») и другие грамматические ошибки («иголком» вместо «иголкой», «вставаю» вместо «встаю» и т. д), родители обязательно должны тактично поправлять ошибку ребёнка.
На четвёртом году жизни ребёнок уже способен выстраивать предложения сложной конструкции, например: «Когда выглянет солнышко, мы пойдём гулять». Будьте готовы к постоянным вопросам самого различного характера.
Что касается фонетико-фонематической стороны речи, ребёнок перестаёт смягчать твёрдые согласные звуки, осваивает йотированные звуки (ёлка, юла). По-прежнему можем наблюдать неправильное произношение шипящих, свистящих, а также сонорных звуков. У большинства детей в речи появляется звук “Л'”. Сложные звуки пока также сменяются на более простые. Стоит отметить тот факт, что дети начинают слышать, что их речь не всегда совершенна, поправляют ошибки в словах окружающих людей.
Как развивать речь ребёнка 3–4 лет?
Занятия по развитию речи детей 3–4 лет сложнее, чем для детей раннего возраста. Для достижения большего эффекта я бы советовала пользоваться на этом этапе методическими пособиями, составленными специалистами (логопедами), в которых подробно рассказывается, как правильно проводить занятия, на что обратить внимание. Все варианты описанных ниже упражнений с алгоритмом их проведения можно найти в книге
Нейропсихологические занятия с детьми.
1) Дыхательные упражнения
С трёхлетнего возраста детям доступно выполнение многих дыхательных упражнений. Лучше вводить в занятия элемент игры. Необходимо, чтобы такие занятия вызывали у детей положительные эмоции.
Варианты упражнений:
- Понюхай цветок,
- Забей гол,
- Бабочка,
- Пёрышко,
- Ветерок,
- Погрей ручки,
- Покачай игрушку.
2) Артикуляционная гимнастика
У детей 3–4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Для развития правильного произношения рекомендуется выполнение артикуляционной гимнастики.
Варианты упражнений на артикуляцию:
- Лягушка,
- Слоник,
- Птенчик,
- Окошко,
- Зарядка,
- Чистим зубки,
- Блинчик.
3) Двигательные упражнения на развитие крупной и мелкой моторики
Для детей от трёх лет разработан не один комплекс упражнений на развитие крупной и мелкой моторики. Программы, разработанные специалистами в области нейропсихологии, помогают не только в развитии речи ребёнка, а представляют собой целую программу нейропсихологического сопровождения. Иногда программа разбита на занятия, что особенно удобно для родителей – не надо думать, как заниматься с ребёнком, полный материал для каждого занятия уже подобран. Каждое занятие предусматривает: разминку, выполнение упражнений стоя, сидя, лежа. Некоторые комплексы включают упражнения на гимнастическом мяче.
4) Пальчиковые игры
Для активизации речевых центров головного мозга необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики рук. С детьми 3–4 лет полезно делать пальчиковую гимнастику.
Приведём пример упражнения для пальчиков из книги
Кошечка
Когти прячу, выпуская,
Свои лапки подравняю.
Кулак – ладошка, кулак – ладошка
Буду я идти, как кошка.
Ребёнок сжимает ладони в кулачки и кладёт их на стол, затем выпрямляет пальчики и прижимает ладони к столу. Необходимо чередовать движения «кулачки – ладошки», одновременно сгибая и разгибая пальцы.
Повторять 3–5 раз.
Важно: все движения ребёнок делает, глядя на выполнение упражнения взрослым. Необходимо использовать разные игры, чтобы ребёнок тренировал различные движения и чтобы игры не надоедали.
Сякова Т.В.