Без рубрики

Тест “рисунок человека”. Интерпретация.

При поступлении в школу часто детям предлагают выполнить рисунок человека. Тест разработан в 1946 году с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Тест очень прост в исполнении. Мы просим ребенка нарисовать человека, любого человека, которого он хочет.

Можно проводить с детьми от 5 лет и вплоть до взрослого возраста. Тест очень информативен для всех.

Итак, мы предлагаем ребенку лист бумаги А4 и карандаш и просим нарисовать любого человека. И наблюдаем. Наблюдение за ребенком в момент создания рисунка ответит вам на очень многие вопросы. Над какой частью ребенок долго работал, уделял большое внимание. Какую часть рисовал быстро и небрежно. Какую бесконечно стирал и т.д. Как чувствовал себя ребенок в момент создания рисунка, с каким настроением его рисовал.

После того, как рисунок завершен, мы задаем ребенку несколько вопросов об этом человеке:

– Кто этот человек?

– Где он живет?

– Есть ли у него друзья?

– Чем он занимается?

– Добрый он или злой?

– На кого он смотрит?

– Кто смотрит на него?

Балльная оценка рисунка потребуется только психологам, поэтому я не буду углубляться в детали диагностики, а проясним самые важные моменты, на которые следует обратить внимание.

При интерпретации рисунка следует иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры, каждый орган имеет свое символическое значение, в которых проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

Не делайте поспешных выводов. Если по результатам интерпретации выявились нежелательные моменты. Повторите тест через некоторое время. Если проблемы действительно есть, то они будут отражены и в повторных рисунках. Не делаем вывод по единым частям, оцениваем рисунок в целом.

В идеале, в зависимости от возраста, ребенок должен нарисовать гармоничный рисунок, которые занимает практически весь лист, расположен в центре. Обязательно, чтобы присутствовали все части тела. Нет идеалов в данных рисунках, как и нет идеальных людей.

Во время проведения теста необходимо все время присутствовать рядом. Наблюдать, как ребенок рисует, какие эмоции испытывает. Какие детали старательно прорисовывает, многократно стирает и т.д.

На явную психопатологию указывают следующие факторы:

  • Части тела разрознены. Ноги или руки оторваны от туловища;
  • Вместо человека ребенок рисует что-то другое;
  • Человек похож на робота;

Вариант, когда ребенок рисует фигуру противоположного пола. Это может говорить о спутанной сексуальной роли, но чаще о сильной привязанности к значимому взрослому противоположного пола. Соответственно, если мальчик рисует девочку, то активизируем папу, чтобы он уделял ребенку больше внимания. Для уточнения информации можно задать ребенку уточняющие вопросы.

– Знаком ли тебе этот человек?

– Где он находится?

– Сколько ему лет?

– Что он чувствует?

Или попросить сочинить рассказ об этом человеке.

Интерпретация рисунка

Голова

Это олицетворение сферы интеллекта, место локализации «Я» ребенка. Обычно голове уделяется максимальное внимание в рисунке.

  • Плохо прорисованная голова может говорить о проблемах в адаптации в коллективе, трудностях в общении.
  • Отсутствие лба может говорить о сознательном игнорировании умственной сферы.
  • Соотношение головы и туловища – это пропорции между физическим (тело) и духовным (голова).
  • Если ребенок рисует непропорционально большую голову, обратите внимание не страдает ли он головными болями.
  • Если ребенок имеет проблемы с ослаблением интеллектуальных способностей или сферы контроля, то он будет рисовать большую голову.

Волосы

  • На мужской фигуре подчеркивают мужественность. Прическа на женской фигуре свидетельствует о сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, центр коммуникации. Социальная часть рисунка.

  • Слабо прорисованные черты лица/ нечеткие – сложность в общении, уход от проблем в конфликтах с окружающими.
  • Если ребенок лицо прорисовывает в самом конце рисунка, то ему сложно заводить знакомства, ему трудно дружить с людьми, можно сказать, что других людей он просто терпит, насторожен в отношении других людей.
  • Вытаращенные глаза, сжатые губы или оскаленный рот с прорисованными зубами признак враждебности в отношении других людей.
  • Хорошо прорисованные черты лица – это внимание и самоуважение к себе.
  • Закрашенное лицо / лицо зверя / лицо робота –негативный знак, который говорит о потере идентичности, утратой собственного «Я».

Подбородок

  • Символ мужественности, властности, воли, решительности. Если ребенок очень большое внимание уделяет подбородку, стирает его и многократно перерисовывает, то может быть наоборот ребенок в рисунке хочет компенсировать свою слабость и безволие и добавить себе качеств, которые ему недоступны.

Брови

  • Аккуратно прорисованные брови говорят об уважительном отношении и заботе о собственной внешности.
  • Густые брови могут говорить о грубости, строптивости и несдержанности.
  • Поднятые с надменностью и высокомерием.

Уши

  • Могут говорить об открытости в восприятии информации или о настороженности.
  • Отсутствие ушей в рисунке ребенка до 8 лет – это вариант нормы. Уши дети начинают рисовать поздно.

Глаза

Зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка.

  • Выражение глаз может говорить о ребенке как о мечтательном, стыдливом, смелом, веселом и т.д.
  • Широкораспахнутые глаза могут быть символом любознательности.
  • Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.
  • Большие прорисованные глаза со зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха и тревоги.
  • Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе.
  • Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира.
  • Отсутствие зрачков – крайняя степень эгоцентризма (сосредоточенность на себе, ребенок не находит ничего достойным своего внимания).

Рот

  • Открытый рот признак агрессии. Прорисованные зубы признак явной агрессии.
  • Рот, нарисованный одной чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Нос

  • Практически не имеет интерпретационного значения. Но если нос отсутствует это может говорить о низком интеллекте.

Шея

Связующее звено между телом (физическим) и головой (духовным).

  • Длинная шея – зажатость, скованность, морализаторство, манерный, хорошо контролирующий себя человек.
  • Короткая – естественность, прямолинейность
  • Отсутствие шеи – признак незрелости.

Руки

Символ активности, коммуникативности, контактности.

  • Разведенные руки (как бы для объятия) – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.
  • Спрятаны за спиной или вяло висят вдоль тела, ладони прижаты к телу, скрыты в карманах – может говорить о нерешительности, замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка может свидетельствовать признаком ухода в себя, тщеславия или сильного внутреннего напряжения.
  • Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки говорят о хорошей социальной приспособленности, легком установлении контактов с окружающим миром.
  • Жесткие, негнущиеся руки, согнутые под прямым углом могут говорить о поверхностных, неэмоциональных контактах с внешним миром.
  • Крупные ладони – признак деятельного взрывного характера.
  • Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувстве непригодности.
  • Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограничении в сфере общения.
  • Тщательно прорисованные пальцы говорят о способности контролировать ситуацию, управлять ею. Способности держать себя в руках.
  • Длинные пальцы, подчеркивание кулаков – признак агрессии.
  • Кулаки на руке, отведенной от тела открытая враждебность, бунтарство, противостояние.
  • Кулаки, прижатые к телу – скрытая подавленная тенденция к бунту.
  • Пальцы, сложенные как у хищной птицы, готовые вцепиться во что-то так же являются признаком агрессии.
  • Отсутствие рук крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями как отсутствие рта, отсутствие туловища свидетельствует о плохой приспосабливаемости ребенка.
  • Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости.
  • Длинные о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.
  • Большие мускулистые руки рисуют дети стремящиеся стать физически сильными. Субтильные болезненные дети могут рисовать сильные мускулистые руки, чтобы компенсировать свою собственную слабость.

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека.

  • Крупное, сильное тело с мощными плечами (при условии нормального физического развития ребенка) говорит о его внутренней силе, сильное эго.
  • Хрупкое тело может говорить о выражением собственной слабости.
  • Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля может нарисовать слабое безвольное тело с непропорционально маленькой головой.
  • Ребенок рисует пупок – признак эгоцентризма.
  • Округлая форма – признак уравновешенности, спокойный характер, некоторая женственность.
  • Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.
  • Крайне негативный признак – это изображение внутренностей тела. Это может говорить о серьезных психических нарушениях.

Ноги

Символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

  • Если стопы нарисованы в профиль – это признак устойчивости, уверенности в себе.
  • Стопы, обращенные к наблюдателю или отсутствие стоп говорят о неуверенности.
  • Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги говорят о неуверенности, слабости, упадке духа.
  • Ступни, изображенные с пальцами могут свидетельствовать о крайней агрессивности.
  • Маленькие, неустойчивые ступни, вероятно, ребенок испытывает чувство незащищенности.

Что важно учитывать при интерпретации рисунка?

Важно охватить максимум особенностей рисунка – размер фигуры, поза и расположение на листе, нажим карандаша, прерывистость (рисование штрихами), последовательность в изображении деталей, использование фона или фоновых объектов, прорисованность деталей.

  • Слабые, незащищенные, склонные к тревожности дети рисуют маленькие фигуры, которые занимают небольшую часть листа.
  • Наклоненная фигура может свидетельствовать о психической неуравновешенности.
  • Фигура, смещенная вправо, говорит об ориентации на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе.
  • Если рисунок расположен в верхней части лица можно говорить об оптимизме. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается при расположении фигуры в нижней части лица.
  • Если нарисована линия земли, а фигура оторвано от нее, можно говорить об оторванности ребенка от реальности, склонности к фантазиям, слабый контакт с действительностью.
  • Присутствие множественной штриховки говорит о тревожности ребенка.

Таким образом, такой простой тест как рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Позволяет сформировать гипотезы об особенностях личности.

Напомню, что поведение ребенка во время рисования немаловажно, не стоит оценивать рисунки, процесс рисования которых вы не видели.

Related posts

Leave a Comment