Исследование: на развитие ребенка влияет оценка родительства… отцом
Сегодня воспитание детей – это минное поле. Родители сейчас вынужденны первыми в истории человечества воспитывать детей в эпоху цифровых технологий и социальных сетей.
Это делает исследования еще более важными.
Сара Дж. Шоппе-Салливан и ее коллеги-исследователи из университета штата Огайо обнаружили, что то, как отцы оценивают собственное родительство, влияет на то, насколько хорошо адаптирован их ребенок в социальном и поведенческом плане в возрасте до 5 лет.
Для этого вывода была использована выборка из 2915 супружеских пар. Опрашивали обоих родителей, что дало совершенно новый результат, ведь раньше отцам исследователи не уделяли столько внимания.
В результате этого исследования были обнаружены 4 модели совместного воспитания:
- взаимно высокая оценка воспитания (я хороший родитель, ты хороший родитель)
- умеренная оценка воспитания, где матери менее позитивны (я нормальная мать, а вот ты не всегда хороший отец)
- средняя оценка воспитания, где отцы менее позитивны (я нормальный отец, а вот ты не всегда хорошая мать)
- низкая оценка воспитания, где матери менее позитивны (я иногда плохая мать, а ты иногда плохой отец)
Дети лучше всего адаптировались в социальном и поведенческом плане, когда оба родителя чувствовали, что хорошо их воспитывают (модель 1)
Дети также хорошо приспосабливались, когда их матери менее позитивно оценивали родительство, чем отцы (модели 2 и 4)
А дети, чей отец был менее позитивно настроен, чем мать, имели самую плохую социальную и поведенческую адаптацию, несмотря на то, что качество воспитания оба могли оценивать, как среднее.
То есть, совместное воспитание с менее позитивными матерями = ребенок развивается хорошо.
А совместное воспитание с менее позитивными отцами = у ребенка худшие результаты из всех четырех групп!
Почему так происходит? Есть несколько причин:
- чаще всего самым близким взрослым для ребенка является мать, поэтому маленькие дети могут быть более чувствительны к подавленному настроению отца из-за того, что с ним детям менее безопасно, чем с матерью, что создает напряжение
- если мать основное лицо, занимающееся уходом за ребенком, то связь между ней и ребенком более прочная, эта связь защищает ребенка от эмоционального воздействия плохого настроения матери
- отцы более очевидно показываю детям вербальными и невербальными сигналами о том, насколько они несчастны или враждебны по отношению к матери
- женщины более тщательно скрывают свое недовольство перед детьми
4 фактора, которые влияют на развитие ребенка:
- Психологический стресс родителей, особенно отца. Стресс любого из родителей нуждается в устранении, а стресс отца – сигнал о том, что развитие ребенка находится в особой опасности.
- Контроль матери. Даже если этот контроль осуществляется с благими намерениями, результат может быть проблематичным. Тут важно определить, контролирует ли женщина общение потому что старается защитить ребенка от стресса отца, или мужчина испытывает стресс из-за контроля женщины, или партнеры соревнуются за право называться «лучшим родителем». В любом случае, контроль отношения мужчины с ребенком может препятствовать развитию ребенка, а так же может сильно мешать отношениям, как пары.
- Совместные договоренности. Есть ли какие-то области и вопросы, которые, по вашему мнению, вам, вашему партнеру или вам обоим можно улучшить? Например:
– быть заодно в вопросах дисциплины
– предоставлять друг другу больше автономии как родителям
– проявлять признательность друг другу за поддержку и помощь
– улучшить свое общение как в присутствии ребенка, так и вне поля его зрения/слуха
– быть довольным временем, которое каждый из вас проводит с ребенком
– управлять финансами, связанными с воспитанием детей
4. Улучшение взаимоотношений в паре. Дети чрезвычайно чувствительны к тому, что они видят, слышат и чувствуют вокруг себя. Есть ли какие-то моменты в ваших отношениях с партнером, которые нужно улучшить? Какие аспекты ваших отношений друг с другом могут негативно влиять на вашего ребенка?
Профилактика всегда лучше лекарств. Устраняйте любую неудовлетворенность и проблемы в отношениях, как только заметите, что они развиваются. Используйте открытия ученых, чтобы улучшить свою жизнь. И, обязательно, скажите спасибо себе и своему партнеру за то, что растите всесторонне развитых детей в наше непростое время.
Исследования:
1. Schoppe-Sullivan, S J., Wang, J., Yang, J., Kim, M., Zhang, Y., & Yoon, S H. (2023). Patterns of coparenting and young children’s social–emotional adjustment in low-income families. Child Development, 00, 1– 15. https://doi.org/10.1111/cdev.13904
2. Goldman, B. (2017). ‘Two minds: The cognitive differences between men and women’, USA: Stanford Medicine Magazine. Available at: https://stanmed.stanford.edu/how-mens-and-womens-brains-are-different/
3. Kogler, L., Müller, V. I., Seidel, E. M., Boubela, R., Kalcher, K., Moser, E., Habel, U., Gur, R. C., Eickhoff, S. B., & Derntl, B. (2016). Sex differences in the functional connectivity of the amygdalae in association with cortisol. NeuroImage, 134, 410–423. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.03.064
4. Chen, Y. T., Huang, M. W., Hung, I. C., Lane, H. Y., & Hou, C. J. (2014). Right and left amygdalae activation in patients with major depression receiving antidepressant treatment, as revealed by fMRI. Behavioral and brain functions : Behavioral and Brain Functions, 10(1), 36.